СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИКРОСТРУКТУРЫ И СВОЙСТВ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННО И ОБЪЕМНОТЕРМОУПРОЧНЕННЫХ РЕЛЬСОВ
Аннотация
Исследованиями установлено, что микроструктура рельсовой стали, формирующаяся в процессе термической обработки, предопределяет уровень механических свойств и работоспособность рельсов в процессе эксплуатации, поэтому выявление особенностей изменения микроструктуры при изменении схемы термической обработки является важной научно-практической задачей в обеспечении их качества. В 2012 ‒ 2013 гг. на АО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» (ЗСМК) проведена коренная реконструкция рельсового производства, которая включает изменение схемы термической обработки с отказом от технологии объемной закалки рельсов в масле после печного нагрева и внедрение технологии дифференцированной термической обработки воздухом с использованием тепла прокатного нагрева. В подготовительный период был выполнен большой объем экспериментальных работ на опытной установке, подробно описанной в работах. Эти эксперименты направлены на выявление оптимального химического состава и определение рациональных режимов термической обработки.
Об авторах
Е.В. ПолевойРоссия
А.Б. Добужская
Россия
М.В. Темлянцев
Россия
Список литературы
1. Ш у р Е.А. Влияние структуры на эксплуатационную стойкость рельсов. – В кн.: Сб. научн. тр. Влияние свойств металлической матрицы на эксплуатационную стойкость рельсов. – Екатеринбург: ГНЦ РФ ОАО «УИМ», 2006. С. 37 ‒ 64.
2. Ш у р Е.А. Повреждения рельсов. – М.: Интекст, 2012. ‒ 192 с.
3. Д о б у ж с к а я А.Б., Г а л и ц ы н Г.А., С ы р е й щ и к о в а В.И. Исследование структуры рельсов с разной стойкостью к образованию контактно-усталостных дефектов. ‒ В кн.: Сб. научн. тр. Влияние свойств металлической матрицы на экс-плуатационную стойкость рельсов. – Екатеринбург: ГНЦ РФ ОАО «УИМ», 2006. С. 64 ‒ 81.
4. П а в л о в В.В., Т е м л я н ц е в М.В., К о р н е в а Л.В., С ю с ю к и н А.Ю. Перспективные технологии тепловой и термической обработки в производстве рельсов. – М.: Теплотехник, 2007. ‒ 280 с.
5. Б о р ц А.И., З а г р а н и ч е к К.Л., Д о л -г и х Л.В. Результаты сравнительных испытаний рельсов отечественных и зарубежных производителей на контактно-усталостную выносливость. – В кн.: Сб. научн. тр. Улучшение качества и условий эксплуатации рельсов и рельсовых скреплений. – Екатеринбург: ОАО «УИМ», 2013. С. 113 ‒ 128.
6. П а в л о в В.В., К о р н е в а Л.В., П о л е- в о й Е.В. Роль металлической матрицы в образовании контактно-усталостных дефектов в рельсах. – В кн.: Сб. научн. тр. Улучшение качества и условий эксплуатации рельсов и рельсовых скреплений. – Екатеринбург: ОАО «УИМ», 2012. С. 81 ‒ 91.
7. Р е й х а р т В.А. Анализ дефектов рельсов // Путь и путевое хозяйство. 2011. № 4. С. 22 ‒ 25.
8. Г о л о в а т е н к о А.В. Работа ЕВРАЗ ЗСМК по инновационному развитию рельсовой продукции за счет технического перевооружения и освоения новых технологий. – В кн.: Сб. научн. докладов. – СПб: ОАО «УИМ» , 2015. С. 43 ‒ 47.
9. П о л е в о й Е.В., В о л к о в К.В., Г о л о- в а т е н к о А.В., А т к о н о в а О.П., Ю н у- с о в А.М. Совершенствование технологии производства рельсов на ОАО «ЕВРАЗ объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат // Проблемы черной металлургии и материаловедения. 2013. № 4. С. 26 – 28.
10. П о л е в о й Е.В., В о л к о в К.В., К у з - н е ц о в Е.П., Г о л о в а т е н к о А.В., А т к о н о в а О.П., Ю н у с о в А.М. Разработка технологии производства дифференцированно термоупрочненных рельсов на ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК». – В кн.: Улучшение качества и условий эксплуатации рель-сов и рельсовых скреплений: Сб. научн. докладов. ‒ Екатеринбург: ОАО «УИМ», 2014. С. 93 ‒ 101.
11. В о л к о в К.В., П о л е в о й Е.В., Т е м - л я н ц е в М.В., А т к о н о в а О.П., Ю н у- с о в А.М., С ю с ю к и н А.Ю. Моделирование воздухоструйной закалки с печного нагрева железнодорожных рельсов // Вестник СибГИУ. 2014. № 3 (9). С. 17 ‒ 23.
12. П о л е в о й Е.В., Т е м л я н ц е в М.В., Ю н у с о в А.М., А т к о н о в а О.П. Опыт воздухоструйной термической обработки головки железнодорожных рельсов типа Р65 стали марки Э76Ф с использованием тепла прокатного нагрева // Вестник СибГИУ. 2015. № 1 (11). С. 5 ‒ 11.
13. П о л е в о й Е.В., Т е м л я н ц е в М.В. Определение рационального химическо-го состава и режимов термической обработки железнодорожных рельсов стали марки Э76ХФ с использованием тепла прокатного нагрева. – В кн.: Сб. научн. докладов. «Металлургия: технологии, инновации, качество». ‒ Новокузнецк: изд. СибГИУ, 2015. С. 114 ‒ 155.
14. П о л е в о й Е.В., Т е м л я н ц е в М.В. Совершенствование химического состава и режимов термической обработки рельсов с использованием тепла прокатного нагрева. – В кн.: Сб. научн. докладов. «Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения». ‒ Новокузнецк: изд. СибГИУ, 2015. С. 68 ‒ 74.
Рецензия
Для цитирования:
Полевой Е., Добужская А., Темлянцев М. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИКРОСТРУКТУРЫ И СВОЙСТВ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННО И ОБЪЕМНОТЕРМОУПРОЧНЕННЫХ РЕЛЬСОВ. Вестник Сибирского государственного индустриального университета. 2016;(2):18-22.
For citation:
Polevoy E., Dobuzhskaya A., Temlyantsev M. COMPARATIVE ANALYSIS OF THE MICROSTRUCTURE AND PROPERTIES OF DIFFERENTIATED AND VOLUME-TERMALLY STRENGTHENED RAILS. Bulletin of the Siberian State Industrial University. 2016;(2):18-22. (In Russ.)