Preview

Вестник Сибирского государственного индустриального университета

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ОБЕЗУГЛЕРОЖИВАНИЯ РЕЛЬСОВОЙ СТАЛИ Э90ХАФ ПРИ НАГРЕВЕ ПОД ПРОКАТКУ

https://doi.org/10.57070/2304-4497-2024-3(49)-47-52

Аннотация

Представлены результаты лабораторных исследований процессов обезуглероживания рельсовой стали марки Э90ХАФ при нагреве до температур 800 – 1250 °С. Глубину видимого обезуглероженного слоя стали определяли металлографическим методом. При проведении лабораторных экспериментов использовали образцы размером 10 ´ 10 ´ (2 ÷ 26) мм. Нагрев образцов проводили в электрической печи сопротивления СУОЛ-0,25.1/12,5-И1 с нагревателями из карбида кремния в атмосфере воздуха. Нагрев проводили до температур 800, 850, 900, 950, 1000, 1050, 1100, 1150, 1200 и 1250 °С и выдерживали при постоянной температуре в течение 10, 30 и 50 мин. Установлены и научно обоснованы температурные интервалы, для которых характерна различная динамика формирования обезуглероженного слоя. В температурном интервале 800 – (1000 ÷ 1050) °С наблюдается увеличение глубины видимого обезуглероженного слоя от 0 до 0,15 ÷ 0,24 мм. При температурах (1000 ÷ 1050) – 1200 °С и времени выдержки 30 и 50 мин происходит формирование обезуглероженного слоя глубиной до 0,57 и 0,72 мм, увеличение температур более 1200 – 1250 °С сопровождается его снижением до 0,40 и 0,52 мм. Для времени выдержки 10 мин при температурах 1200 – 1250 °С глубина обезуглероженного слоя стабилизируется на уровне 0,27 мм. Полученные данные рекомендуются для разработки металлосберегающих температурных режимов нагрева непрерывнолитых заготовок в методических печах при производстве рельсовой продукции с регламентированной глубиной видимого обезуглероженного слоя.

Об авторах

Александр Васильевич Пимахин
Сибирский государственный индустриальный университет
Россия

ведущий специалист по дополнительному профессиональному образованию Центра дополнительного профессионального образования



Татьяна Николаевна Осколкова
Сибирский государственный индустриальный университет

д.т.н., профессор кафедры металлургии черных металлов и химической технологии



Артем Сергеевис Симачев
Сибирский государственный индустриальный университет

к.т.н., доцент кафедры металлургии черных металлов и химической технологии



Михаил Викторович Темлянцев
Сибирский государственный индустриальный университет

д.т.н., профессор кафедры теплоэнергетики и экологии



Елена Николаевна Темлянцева
Сибирский государственный индустриальный университет

к.т.н., доцент, заведующая кафедрой теплоэнергетики и экологии



Екатерина Михайловна Запольская
Сибирский государственный индустриальный университет

преподаватель кафедры теплоэнергетики и экологии



Список литературы

1. Karl-Otto Edel, Grigori Budnitzki, Thomas Schnitzer. Schienenfehler 1. Beanspruchung und Schädigung von Eisenbahnschienen. Wies-baden: Springer Vieweg. 2021:606. http://doi.org/10.1007/978-3-662-58660-0

2. Шур Е.А. Повреждения рельсов. Москва: Интекст. 2012:192.

3. Воробьева Е.Е., Ходырев Ю.А. Анализ вы-хода остродефектных рельсов на Восточно-Сибирской железной дороге. Транспортная инфраструктура Сибирского региона. 2019;1:424–429.

4. Yuriev A.A., Gromov V.E., Ivanov Yu.F., Rubanni-kova Yu.A., Starostenkov M.D., Tabakov P.Y. Struc-ture and Properties of Lengthy Rails after Extremely Long-Term Operation. Materials Research Forum LLC. 2021:187. https://doi.org/10.21741/9781644901472; EDN:RDMSOE.

5. Konieczny J., Labisz K. Structure and proper-ties of the S49 rail after a long term outdoor exposure. Advances in Science and Technology Research Journal. 2022;16(2):280–290. http://doi.org/10.12913/22998624/147275; EDN: HSXFSS.

6. Panab R., Chen Y., Lan H., Shiju E.; Ren R. Investigation into the microstructure evolu-tion and damage on rail at curved tracks. Wear. 2022;504–505:204420. http://doi.org/10.1016/j.wear.2022.204420; EDN: OVAQDV.

7. Полевой Е.В., Юнин Г.Н., Головатенко А.В., Темлянцев М.В. Новейшие разработки рельсовой продукции в АО «ЕВРАЗ ЗСМК». Сталь. 2019;7:55–58.

8. Polevoi E.V., Yunin G.N., Temlyantsev M.V. differ-ential heat treatment of rails by means of rolling heat. Steel in Translation. 2016;46(10):692‒700.

9. Темлянцев М.В., Гаврилов В.В., Корнева Л.В., Сюсюкин А.Ю., Темлянцев Н.В. Нагрев под прокатку непрерывно литых заготовок рельсовой электростали. Известия вузов. Черная металлургия. 2005;6:51‒53.

10. Темлянцев М.В., Колотов Е.А., Сюсюкин А.Ю., Гаврилов В.В. Разработка технологии нагрева рельсовых заготовок в методиче-ской печи с шагающими балками. Сталь. 2006;12:33‒35.

11. Kanematsu Y., Uehigashi N., Matsui M., No-guchi S. Influence of a decarburised layer on the formation of microcracks in railway rails: on-site investigation and twin-disc study. Wear. 2022;504–505:204427.

12. http://doi.org/10.1016/j.wear.2022.204427; EDN: WPLUPV.

13. Пимахин А.В., Осколкова Т.Н., Кузнецова О.В., Темлянцев М.В., Темлянцева Е.Н., Запольская Е.М. Исследование угара рельсовой стали Э90ХАФ при нагреве под прокатку. Вестник Си-бирского государственного индустриального уни-верситета. 2024;2(48):136‒140.

14. Темлянцев М.В., Стариков В.С., Темлянцев Н.В., Сюсюкин А.Ю. Исследование окисления и обезуглероживания сталей для рельсов и рельсовых накладок при нагреве под про-катку. Известия вузов. Черная металлургия. 2004;8:36‒38.

15. Langneborg R., Hutchinson B., Siweski T., Zajac S. The role of vanadium in microalloyed steels. Sweden, Swerea KIMAB. 2014:95.

16. Lagneborg R., Siweсki T., Zajac S., Hutchinson B. The Role of Vanadium in Mi-croalloyed Steels. Scand. J. of Metallurgy. 1999;28 (5):186–241

17. Smirnov L.A., Dobuzhskaya A.B., Kushnarev A.V., Kirichkov A.A., Belokurova E.V. Transport steels microalloyed with vanadium and nitro-gen. Steel in Translation. 2020;50 (6):407‒414.

18. Odesskii P.D., Smirnov L.A., Parshin V.A., Kirichkov A.A. Nitrogen as a microalloying element in steel for metallic structures. Steel in Translation. 2015;45:5:378‒389.


Рецензия

Для цитирования:


Пимахин А.В., Осколкова Т.Н., Симачев А.С., Темлянцев М.В., Темлянцева Е.Н., Запольская Е.М. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ОБЕЗУГЛЕРОЖИВАНИЯ РЕЛЬСОВОЙ СТАЛИ Э90ХАФ ПРИ НАГРЕВЕ ПОД ПРОКАТКУ. Вестник Сибирского государственного индустриального университета. 2024;(3):47-52. https://doi.org/10.57070/2304-4497-2024-3(49)-47-52

For citation:


Pimakhin A., Oskolkova T., Simachev A., Temlyantsev M., Temlyantseva E., Zapol’skaya E. INVESTIGATION OF DECARBURIZATION PROCESSES E90HAF RAIL STEEL WHEN HEATED FOR ROLLING. Bulletin of the Siberian State Industrial University. 2024;(3):47-52. (In Russ.) https://doi.org/10.57070/2304-4497-2024-3(49)-47-52

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304 - 4497 (Print)
ISSN 2307-1710 (Online)