«БЕЛЫЕ» СЛОИ НА ПОВЕРХНОСТИ РЕЛЬСОВ
Аннотация
Проанализированы литературные данные по формированию «белых» слоев на поверхности рельсов при длительной эксплуатации. Отмечено, что основными механизмами формирования этих слоев является образование мартенсита и наноразмерного феррита. Выявлены преимущества и недостатки современных методов структурных исследований «белых» слоев: просвечивающей электронной микроскопии (ПЭМ), дифракции обратно-рассеянных электронов, кристаллографического ориентационного картирования в ПЭМ, дифракции Кикучи. При анализе моделей формирования слоев при интенсивной пластической деформации отмечено, что хорошее соответствие с данными экспериментов обеспечивает модель неустойчивости Кельвина-Гельмгольца.
Об авторах
В.Е. КормышевРоссия
Е.Ю. Жаворонкова
Ю.А. Рубанникова
В.Е. Громов
А.А. Юрьев
Список литературы
1. Bernsteiner C., Muller G., Meierhofer A. et al. De-velopment of while etching layers on rails: Simula-tion and experiments // Wear. 2016. Vol. 366-367. P. 116 – 122.
2. Wu J., Petrov R.H., Kolling S. et al. Micro and nanoscale characterization of complex multi-layer-structured white etching in rails // Metals. 2018. Vol. 8. P. 749 – 768.
3. Österle R.H., Pyzalla A., Wang L.W. et al. Investigation of white etching layers on rails by optical microscopy, electron microscopy, X-ray and synchrotron X-ray diffraction // Mater. Sci. Eng. A. 2001. No. 303. P. 150 – 157.
4. Wild W.L., Hasse B., Wroblewski T. et al. Microstructure alterations at the surface of a heavi-ly corrugated rail with strong ripple formation // Wear. 2003. No. 254. P. 876 – 883.
5. Zhang H.W., Ohsaki S., Mitao S. et al. Mi-crostructural investigation of white etching layer on pearlite steel rail // Mater. Sci. Eng. A. 2006. No. 421. P. 191 – 199.
6. Takahashi J., Kawakami K., Ueda M. Atom probe tomography analysis of the white etching layer in a rail track surface // Acta Mater. 2010. No. 58. P. 3602 – 3612.
7. Lojkowski W., Djahanbakhsh M., Bürkle G. et al. Nanostructure formation on the surface of railway tracks // Mater. Sci. Eng. A. 2001. No. 303. P. 197 – 208.
8. Newcomb S.B., Stobbs W.M. A transmission electron microscopy study of the white-etching layer on a rail head // Mater. Sci. Eng. 1984. No. 66. P. 195 – 204.
9. Ishida M. Rolling contact fatigue (RCF) de-fects of rails in Japanese railways and its mitigation strategies // Electron. J. Struct. Eng. 2013. No. 13. P. 67 – 74.
10. Steenbergen M., Dollevoet R. On the mech-anism of squat formation on train rails – Part I: Origination // Int. J. Fatigue. 2013. No. 47. P. 361 – 372.
11. Pal S., Valente C., Daniel W. et al. Metal-lurgical and physical understanding of rail squat initiation and propagation // Wear. 2012. No. 284-285. P. 30 – 42.
12. Clayton P. Tribological aspects of wheel-rail contact: A review of recent experimental research // Wear. 1995. No. 191. P. 170 – 183.
13. Carroll R.I., Beynon J.H. Rolling contact fa-tigue of white etching layer: Part 1. Crack mor-phology // Wear. 2007. No. 262. P. 1253 – 1266.
14. Carroll R.I., Beynon J.H. Rolling contact fa-tigue of white etching layer: Part 2. Numerical re-sults // Wear. 2007. No. 262. P. 1267 – 1273.
15. Wang L., Pyzalla A., Stadlbauer W. et al. Microstructure features on rolling surfaces of rail-way rails subjected to heavy loading // Mater. Sci. Eng. A. 2003. No. 359. P. 31 – 43.
16. Lojkowski W., Millman Y., Chugunova S.I. et al. The mechanical properties of the nanocrystal-line layer on the surface of railway tracks // Mater. Sci. Eng. A. 2001. No. 303. P. 209 – 215.
17. Wu J., Petrov R.H., Naeimi M. et al. Laboratory simulation of martensite formation of white etching layer in rail steel // Int. J. Fatigue. 2016. No. 91. P. 11 – 20.
18. Griffiths B.J. White layer formations at ma-chined surfaces and their relationship to white lay-er Formations at worn surfaces // J. Tribol. 1985. No. 107. P. 165.
19. Umbrello D., Rotella G. Experimental anal-ysis of mechanisms related to white layer for-mation during hard turning of AISI 52100 bearing steel // Mater. Sci. Technol. 2012. No. 28. P. 205 – 212.
20. Todaka Y., Umemoto M., Tsuchiya K. Nanocrystallization in carbon steels by various se-vere plastic deformation processes // Materials Sci-ence Forum. No. 503-504. P. 11 – 18.
21. Rauch E.F., Véron M. Automated crystal orientation and phase mapping in TEM // Mater. Charact. 2014. No. 98. P. 1 – 9.
22. Kobler A., Kashiwar A., Hahn H. et al. Combination of in situ straining and ACOM TEM: A novel method for analysis of plastic deformation of nanocrystalline metals // Ultramicroscopy. 2013. No. 128. P. 68 – 81.
23. Linz M., Cihak-Bayr U., Trausmuth A. et al. EBSD study of early-damaging phenomena in wheel – rail model test // Wear. 2015. No. 342-343. P. 13 – 21.
24. Wu J., Petrov R.H., Naeimi M. et al. A mi-crostructural study of rolling contact fatigue in rails. – Civil-Comp Press: Stirling, 2014. P. 118.
25. Hossain R., Pahlevani F., Witteveen E. et al. Vol.4 Hybrid structure of white layer in high carbon steel–Formation mechanism and its proper-ties // Sci. Rep. 2017. No. 7. P. 1 – 12.
26. Диференцированно закаленные рельсы: Эволю-ция структуры и свойств в процессе эксплуатации / В.Е. Громов, Ю.Ф. Иванов, Юрьев А.А. и др. Ново-кузнецк: ИЦ СибГИУ, 2017. – 197 с.
27. Moiseenko D.D., Panin V.E. Physical frac-ture mesomechanics of solids treated as nonlinear hierarchically organized systems // Mechanics of Solids. 2015. Vol. 50. No. 4. P. 400 – 411.
28. Samuel Forest, Elias C. Aifantis. Some links between recent gradient thermo-elasto-plasticity theories and the thermomechanics of generalized continua // International Journal of Solids and Structures. 2010. Vol. 47. P. 3367 – 3376.
29. Zhang N.H., Meng W.L., Aifantis E.C. Elastic bending analysis of bilayered beams con-taining a gradient layer by an alternative two-variable method // Composite Structures. 2011. Vol. 93. P. 3130 – 3139.
30. Александров В.М., Пожарский Д.А. Не-классические пространственные задачи механи-ки контактных взаимодействий упругих тел. – М.: Факториал, 1998. – 288 c.
31. Александров В.М., Чебаков М.И. Анали-тические методы в контактных задачах теории упругости. – М.: Физматлит, 2004. – 302 с.
32. Sarychev V.D., Nevskii S.A., Sarycheva E.V. et al. Viscous flow analysis of the Kelvin-Helmholtz instability for short waves // AIP Con-ference Proceedings. 2016. No. 1783. P. 020198-1 – 020198-4.
33. Сарычев В.Д., Невский С.А., Громов В.Е. Модель образования наноструктур в рельсовой стали при интенсивной пластической деформа-ции // Деформация и разрушение материалов. 2016. № 6. С. 25 – 29.
34. Sarychev V.D., Nevskii S.A.,Granovskii A.Yu. et al. Viscous flow analysis of the Kelvin-Helmholtz instability for short waves // AIP Con-ference Proceedings. 2015. No. 1683. P. 020200-1 – 020200-4.
Рецензия
Для цитирования:
Кормышев В., Жаворонкова Е., Рубанникова Ю., Громов В., Юрьев А. «БЕЛЫЕ» СЛОИ НА ПОВЕРХНОСТИ РЕЛЬСОВ. Вестник Сибирского государственного индустриального университета. 2020;(1):5-8.
For citation:
Kormyshev V., Zhavoronkova E., Rubannikova Yu., Gromov V., Yuryev A. “WHITE” LAYERS ON THE RAIL SURFACE. Bulletin of the Siberian State Industrial University. 2020;(1):5-8. (In Russ.)