FUNDAMENTALS OF PEDAGOGICAL METHODOLOGY IN THEORETIZATION AND QUALITY MANAGEMENT OF PRODUCTIVE PERSONAL DEVELOPMENT: PROBLEMS AND PROSPECTS
Abstract
Foundations of pedagogical methodology in theorizing and managing the quality of productive development of personality make it possible to single out, define and reveal the components of theorization of the described process and pedagogical phenomenon, refinement of which can be considered in the context of the ideas and meanings of the theorized methodological approach. Pedagogical methodology reveals the possibility of choosing the components of theorization in various planes of modern pedagogical science. In traditional pedagogy and pedagogical methodology, in scientific research and scientific theorization, three classically types and determinable meanings are distinguished - broad, narrow and local. In innovative pedagogical methodology, various components of scientific theorization are determined through the possibility of studying and visualizing certain components of scientific and pedagogical knowledge. The most popular are adaptive-productive, humanistic, functional-labor, health-preserving and other meanings and approaches. The meanings and methodological approaches that reveal the traditional and innovative ways of theorizing and managing the quality of productive development of an individual are determined. The problems of using pedagogical methodology in theorizing and managing quality of a person's productive development are highlighted. The functions of using pedagogical methodology in theorizing and managing quality of a person's productive development have been formulated. The models of use of pedagogical methodology in theorization and quality management of the productive development of an individual are grounded. The principles of the use of pedagogical methodology in theorization and quality management of the productive development of the individual are outlined. The pedagogical conditions for ensuring quality of pedagogical methodology application in theorizing and managing the quality of productive development of an individual are displayed. The ideas and perspectives of using pedagogical methodology in theorizing and managing the quality of productive development of an individual are clarified.
About the Authors
E. E. GrigorashRussian Federation
O. A. Ugolnikova
A. S. Belanova
References
1. Сериков В.В. Методология педагогики: состояние и направления развития // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 4 (70). С. 62 – 66.
2. Крежевских О.В. Нелинейное высшее образование: методология, закономерности и возможность внедрения в практику // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 1 (39). С. 48 – 56.
3. Малякова Н.С. Педагогическая антрополо-гия как методология организации образовательной практики в современной школе // Человек и образование. 2020. № 2 (63). С. 51 – 55.
4. Байлук В.В. Диалектическая методология как средство развития креативности педагогов и студентов // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 31 – 44.
5. Галустов Р.А., Степаненко В.К. Методоло-гия исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в общеобразовательном учреждении // Технолого-экономическое образование. 2021. № 14. С. 56 – 59.
6. Карлышев В.М., Казарина А.С., Миронова В.М. Новая парадигма и методология в оздоровительной работе с человеком в современных условиях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 1 (191). С. 111 – 119.
7. Юрьев А.Б., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретизация и технологизация как процессы, ресурсы и продукты современного образования и педагогической науки // Вестник Российской международной академии туризма. 2021. № 1. С. 85 – 89.
8. Даниленкова В.А. Методология формирования экологической безопасности образовательной среды вуза // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 1 (51). С. 159 – 161.
9. Кобзарь Т.К., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Педагогические конструкты и педагогиче-ские конструкторы в изучении и исследовании основ педагогической поддержки личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 2. С. 111 – 118. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-2-111-118
10. Перминов Е.А., Тестов В.А. Методология моделирования как основа реализации междисциплинарного подхода в подготовке студентов педагогических направлений // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 6. С. 9 – 30.
11. Динер Е.В., Лопатина Н.В. Единое цифро-вое пространство знаний в формировании национального культурного кода личности: методология проектирования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 6 (98). С. 130 – 138.
12. Прикот О.Г. Методология выбора стратегии развития пространства повышения квалификации педагогических работников в регионе // Человек и образование. 2020. № 4 (65). С. 4 – 12.
13. Балицкая Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическая поддержка в системе непрерывного образования как основа адаптивно-продуктивного развития личности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 5 (80). С. 145 – 154.
14. Балицкая Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретизация успешности продуктивного становления личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 3 (78). С. 130 – 142.
15. Гапиенко Т.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Педагогическая поддержка и фасили-тация в модели развития обучающегося в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 5 – 10.
16. Клименко И.С. Методология профессионального развития педагога: синергетический подход // Педагогическое образование на Алтае. 2020. № 2. С. 67 – 71.
17. Козырева О.А. Адаптивно-акмепедагогичес-кий подход как конструкт и условие оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 3 (48). С. 375 – 379. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2019.48.373
18. Козырева О.А. Теоретико-методологическое обеспечение адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования // Гуманитарные науки. 2019. № 4 (48). С. 72 – 79.
19. Коновалов С.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическая поддержка и научное донорство в адаптивно-продуктивном развитии личности в системе непрерывного образования // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31. № 1. С. 94 – 107. https://doi.org/ 10.35634/2412-9550-2021-31-1-94-107
20. Кривенцов А.Л. Проблема спортивных способностей: методология изучения и условия развития их структуры в спортивной деятельности // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2-1. С. 373 – 390.
21. Резер Т.М. Методология организации про-фессионального обучения граждан старше-го возраста: общая концепция // Образова-ние и наука. 2021. Т. 23. № 4. С. 11 – 42.
22. Туманова Т.Н., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Педагогическая поддержка как модель и продукт педагогической деятельности и непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 25 – 30.
23. Усольцева С.Л. Формирование нравственности студентов средствами физической культуры (методология, теория, методы и средства) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 4 (182). С. 474 – 478.
24. Чудинова С.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Педагогические условия оптимизации моделирования основ педагогической поддержки личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и об-щественные науки. 2019. Т. 3. № 1. С. 21 – 28. https://doi.org/10.21306/2542-1840-2019-3-1-21-28
25. Шибаева Н.Н., Комякова И.В., Козырева О.А. Методология и модели обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагога в образовательной организации // Педагогическое образование на Алтае. 2020. № 2. С. 101 – 106.
26. Юрьев А.Б., Фастыковский А.Р., Козырев Н.А. Профессиональная поддержка лично-сти как метод и технология современного непрерывного образования // Вестник Севе-ро-Кавказского федерального университета. 2021. № 2 (83). С. 204 – 213.
27. Козырева О.А. Теоретизация идей продук-тивного возрастосообразного становления личности в системе непрерывного образования // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2020. № 3 (56). С. 58 – 66.
28. Чигишев Е.А., Козырев Н.А., Козырева О.А. Модели и методология теоретизации и формирования успешности личности студента училища олимпийского резерва в спорте, науке, образовании // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29. № 1. С. 226 – 234. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2019-29-2-226-234
29. Логачева Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Проектирование и реализация возможностей повышения качества самореализации и сотрудничества личности в спортивно-образовательной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 183. С. 91 – 101. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-91-101
30. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Дидактиче-ская инженерия как методология организации автоматизированной учебной деятельности // Педагогика и психология образования. 2020. № 2. С. 9 – 24.
31. Гутак О.Я., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как метод и технология продуктивно-инновационного решения задач профессионально-педаго-гической деятельности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 5 (74). С. 154 – 162.
32. Киргуева Ф.Х., Тотоонова М.Х. Современ-ные представления о моделировании в пе-дагогике // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 404.
33. Козырева О.А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2. С. 1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-1
34. Козырева О.А., Козырев Н.А., Коновалов С.В. Педагогическое моделирование и педагогические конструкты в формировании культуры самостоятельной работы личности // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 9. С. 177 – 181.
35. Коновалов С.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретико-методологические возможности использования педагогического моделирования в системе педагогического и инженерно-технического образования // Вестник Уд-муртского университета. Серия: Фи-лософия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29. № 1. С. 72 – 86.
36. Юрьев А.Б., Козырев Н.А., Козырева О.А. Основы сопоставительного анализа в контексте использования дидактической и научной теоретизации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. № 1 (82). С. 200 – 211.
37. Козырева О.А. Теоретизация в педагогике как объект научного поиска и научного ис-следования // Гуманитарно-педагогическое образование. 2019. Т. 5. № 2. С. 116 – 123.
38. Козырева О.А. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педаго-гического работника // Вестник Ми-нинского университета. 2021. Т. 9. № 1. С. 3.
39. Балицкая Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Информационная культура в структуре адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 6 (81). С. 169 – 181.
40. Кошелев А.А., Быкова А.А., Козырева О.А. Проблемы и перспективы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации // Вестник Российской международной академии туризма. 2020. № 4. С. 104 – 108.
41. Маринич Н.В., Козырев Н.А., Шевченко Р.А. Культура профессиональной деятельности личности: детерминанты и модели // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 4. С. 11 – 19.
42. Пожаркин Д.И., Казанцева Н.А., Козырева О.А. Теоретизация качества и технологиза-ция развития личности в спортивно-образовательной среде // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 4. С. 4280 – 4290. https://doi.org/10.20-913/2618-7515-2020-4-12
43. Селиванова Е.Г., Никитин А.Г., Оршанская Е.Г. Управление деятельностью инструкто-ров-методистов и тренеров в спортивной организации как социально-профессиональная проблема // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. № 2 (83). С. 174 – 184.
44. Скоробогатов А.В., Скоробогатова А.И. Методология правового воспитания // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 377 – 381.
Review
For citations:
Grigorash E.E., Ugolnikova O.A., Belanova A.S. FUNDAMENTALS OF PEDAGOGICAL METHODOLOGY IN THEORETIZATION AND QUALITY MANAGEMENT OF PRODUCTIVE PERSONAL DEVELOPMENT: PROBLEMS AND PROSPECTS. Bulletin of the Siberian State Industrial University. 2021;(2):38-45. (In Russ.)