Preview

Вестник Сибирского государственного индустриального университета

Расширенный поиск

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ В ТЕОРЕТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

Основы педагогической методологии в теоретизации и управлении качеством продуктивного развития личности позволяют выделить, определить и раскрыть составляющие теоретизации описываемого процесса и педагогического явления, уточнение которых может быть рассмотрено в контексте идей и смыслов теоретизируемого методологического подхода. Педагогическая методология раскрывает возможность выбора составляющих теоретизации в различных плоскостях современной педагогической науки. В традиционной педагогике и педагогической методологии выделяют при научном поиске и научной теоретизации три классических типа и детерминируемых смысла: широкий, узкий и локальный. В инновационной педагогической методологии определяют составляющие научной теоретизации через возможность их изучения и визуализации. К наиболее популярным относят: адаптивно-продуктивный, гуманистический, функционально-трудовой, здоровьесберегающий и прочие смыслы и подходы. Определены смыслы и методологические подходы, раскрывающие традиционный и инновационный пути теоретизации и управления качеством продуктивного развития личности. Выделены проблемы, сформулированы функции, обоснованы модели, обозначены принципы, отображены педагогические условия обеспечения качества и уточнены идеи и перспективы использования педагогической методологии в теоретизации и управлении качеством продуктивного развития личности.

Об авторах

Е. Е. Григораш
Сибирский государственный индустриальный университет
Россия


О. А. Угольникова
Сибирский государственный индустриальный университет


А. С. Беланова
Детско-юношеская спортивная школа №3


Список литературы

1. Сериков В.В. Методология педагогики: состояние и направления развития // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 4 (70). С. 62 – 66.

2. Крежевских О.В. Нелинейное высшее образование: методология, закономерности и возможность внедрения в практику // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 1 (39). С. 48 – 56.

3. Малякова Н.С. Педагогическая антрополо-гия как методология организации образовательной практики в современной школе // Человек и образование. 2020. № 2 (63). С. 51 – 55.

4. Байлук В.В. Диалектическая методология как средство развития креативности педагогов и студентов // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 31 – 44.

5. Галустов Р.А., Степаненко В.К. Методоло-гия исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в общеобразовательном учреждении // Технолого-экономическое образование. 2021. № 14. С. 56 – 59.

6. Карлышев В.М., Казарина А.С., Миронова В.М. Новая парадигма и методология в оздоровительной работе с человеком в современных условиях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 1 (191). С. 111 – 119.

7. Юрьев А.Б., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретизация и технологизация как процессы, ресурсы и продукты современного образования и педагогической науки // Вестник Российской международной академии туризма. 2021. № 1. С. 85 – 89.

8. Даниленкова В.А. Методология формирования экологической безопасности образовательной среды вуза // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 1 (51). С. 159 – 161.

9. Кобзарь Т.К., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Педагогические конструкты и педагогиче-ские конструкторы в изучении и исследовании основ педагогической поддержки личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 2. С. 111 – 118. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-2-111-118

10. Перминов Е.А., Тестов В.А. Методология моделирования как основа реализации междисциплинарного подхода в подготовке студентов педагогических направлений // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 6. С. 9 – 30.

11. Динер Е.В., Лопатина Н.В. Единое цифро-вое пространство знаний в формировании национального культурного кода личности: методология проектирования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 6 (98). С. 130 – 138.

12. Прикот О.Г. Методология выбора стратегии развития пространства повышения квалификации педагогических работников в регионе // Человек и образование. 2020. № 4 (65). С. 4 – 12.

13. Балицкая Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическая поддержка в системе непрерывного образования как основа адаптивно-продуктивного развития личности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 5 (80). С. 145 – 154.

14. Балицкая Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретизация успешности продуктивного становления личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 3 (78). С. 130 – 142.

15. Гапиенко Т.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Педагогическая поддержка и фасили-тация в модели развития обучающегося в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 5 – 10.

16. Клименко И.С. Методология профессионального развития педагога: синергетический подход // Педагогическое образование на Алтае. 2020. № 2. С. 67 – 71.

17. Козырева О.А. Адаптивно-акмепедагогичес-кий подход как конструкт и условие оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 3 (48). С. 375 – 379. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2019.48.373

18. Козырева О.А. Теоретико-методологическое обеспечение адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования // Гуманитарные науки. 2019. № 4 (48). С. 72 – 79.

19. Коновалов С.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическая поддержка и научное донорство в адаптивно-продуктивном развитии личности в системе непрерывного образования // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31. № 1. С. 94 – 107. https://doi.org/ 10.35634/2412-9550-2021-31-1-94-107

20. Кривенцов А.Л. Проблема спортивных способностей: методология изучения и условия развития их структуры в спортивной деятельности // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2-1. С. 373 – 390.

21. Резер Т.М. Методология организации про-фессионального обучения граждан старше-го возраста: общая концепция // Образова-ние и наука. 2021. Т. 23. № 4. С. 11 – 42.

22. Туманова Т.Н., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Педагогическая поддержка как модель и продукт педагогической деятельности и непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 25 – 30.

23. Усольцева С.Л. Формирование нравственности студентов средствами физической культуры (методология, теория, методы и средства) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 4 (182). С. 474 – 478.

24. Чудинова С.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Педагогические условия оптимизации моделирования основ педагогической поддержки личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и об-щественные науки. 2019. Т. 3. № 1. С. 21 – 28. https://doi.org/10.21306/2542-1840-2019-3-1-21-28

25. Шибаева Н.Н., Комякова И.В., Козырева О.А. Методология и модели обеспечения качества реализации идей профессиональной поддержки педагога в образовательной организации // Педагогическое образование на Алтае. 2020. № 2. С. 101 – 106.

26. Юрьев А.Б., Фастыковский А.Р., Козырев Н.А. Профессиональная поддержка лично-сти как метод и технология современного непрерывного образования // Вестник Севе-ро-Кавказского федерального университета. 2021. № 2 (83). С. 204 – 213.

27. Козырева О.А. Теоретизация идей продук-тивного возрастосообразного становления личности в системе непрерывного образования // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2020. № 3 (56). С. 58 – 66.

28. Чигишев Е.А., Козырев Н.А., Козырева О.А. Модели и методология теоретизации и формирования успешности личности студента училища олимпийского резерва в спорте, науке, образовании // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29. № 1. С. 226 – 234. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2019-29-2-226-234

29. Логачева Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Проектирование и реализация возможностей повышения качества самореализации и сотрудничества личности в спортивно-образовательной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 183. С. 91 – 101. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-91-101

30. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Дидактиче-ская инженерия как методология организации автоматизированной учебной деятельности // Педагогика и психология образования. 2020. № 2. С. 9 – 24.

31. Гутак О.Я., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как метод и технология продуктивно-инновационного решения задач профессионально-педаго-гической деятельности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 5 (74). С. 154 – 162.

32. Киргуева Ф.Х., Тотоонова М.Х. Современ-ные представления о моделировании в пе-дагогике // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 404.

33. Козырева О.А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2. С. 1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-1

34. Козырева О.А., Козырев Н.А., Коновалов С.В. Педагогическое моделирование и педагогические конструкты в формировании культуры самостоятельной работы личности // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 9. С. 177 – 181.

35. Коновалов С.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретико-методологические возможности использования педагогического моделирования в системе педагогического и инженерно-технического образования // Вестник Уд-муртского университета. Серия: Фи-лософия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29. № 1. С. 72 – 86.

36. Юрьев А.Б., Козырев Н.А., Козырева О.А. Основы сопоставительного анализа в контексте использования дидактической и научной теоретизации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. № 1 (82). С. 200 – 211.

37. Козырева О.А. Теоретизация в педагогике как объект научного поиска и научного ис-следования // Гуманитарно-педагогическое образование. 2019. Т. 5. № 2. С. 116 – 123.

38. Козырева О.А. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педаго-гического работника // Вестник Ми-нинского университета. 2021. Т. 9. № 1. С. 3.

39. Балицкая Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Информационная культура в структуре адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 6 (81). С. 169 – 181.

40. Кошелев А.А., Быкова А.А., Козырева О.А. Проблемы и перспективы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося образовательной организации // Вестник Российской международной академии туризма. 2020. № 4. С. 104 – 108.

41. Маринич Н.В., Козырев Н.А., Шевченко Р.А. Культура профессиональной деятельности личности: детерминанты и модели // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 4. С. 11 – 19.

42. Пожаркин Д.И., Казанцева Н.А., Козырева О.А. Теоретизация качества и технологиза-ция развития личности в спортивно-образовательной среде // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 4. С. 4280 – 4290. https://doi.org/10.20-913/2618-7515-2020-4-12

43. Селиванова Е.Г., Никитин А.Г., Оршанская Е.Г. Управление деятельностью инструкто-ров-методистов и тренеров в спортивной организации как социально-профессиональная проблема // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. № 2 (83). С. 174 – 184.

44. Скоробогатов А.В., Скоробогатова А.И. Методология правового воспитания // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 377 – 381.


Рецензия

Для цитирования:


Григораш Е.Е., Угольникова О.А., Беланова А.С. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ В ТЕОРЕТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Вестник Сибирского государственного индустриального университета. 2021;(2):38-45.

For citation:


Grigorash E.E., Ugolnikova O.A., Belanova A.S. FUNDAMENTALS OF PEDAGOGICAL METHODOLOGY IN THEORETIZATION AND QUALITY MANAGEMENT OF PRODUCTIVE PERSONAL DEVELOPMENT: PROBLEMS AND PROSPECTS. Bulletin of the Siberian State Industrial University. 2021;(2):38-45. (In Russ.)

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304 - 4497 (Print)
ISSN 2307-1710 (Online)