Preview

Вестник Сибирского государственного индустриального университета

Расширенный поиск

ФАКТОРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

https://doi.org/10.57070/2304-4497-2023-2(44)-103-110

Аннотация

Рассмотрены факторы потребительского спроса, влияющие на экономический рост в условиях современной санкционной экономики. Выделение потребительского спроса и кредита как факторов экономического роста приобретает особое значение в связи с ограниченностью использования внешних факторов заимствования и переориентации ресурсов внутри страны в направлении самодостаточности современными технологиями. В качестве базового подхода используется анализ институциональных факторов, влияющих на потребительский спрос и кредит. В качестве таких факторов анализируются поведенческие особенности потребителей, взаимосвязь кредитной и финансовой грамотностей, институционализация банковского сектора экономики для принятия новых правовых актов, касающихся защиты прав потребителя, а также новых финансовых продуктов, в которых в настоящее время остро нуждается экономика в формировании «длинных денег». Падение потребительского спроса и кредитной активности в российской экономике было вызвано рядом факторов из-за усиления турбулентности экономики: падение реальных доходов; вывод денег за пределы страны; реэмиграция; нарастание тревожности из-за риска невозврата кредита. Изменились и возможности роста потребительского спроса в будущем из-за сокращения сберегаемой части дохода в настоящем. Кредитная активность населения в современной российской экономике имеет ряд особенностей, основными из которых является высокая закредитованность населения, растущий уровень просроченной задолженности, преобладание ипотечных кредитов в кредитном портфеле банков и ужесточение требований регулятора к микрофинансовым организациям. В целях стимулирования потребительской активности предлагается институциональное повышение МРОТ, которое должно не только повысить доходы населения, но и послужить стимулом для капитала по замене живого низкоквалифицированного труда машинным трудом. Это приведет к росту производительности труда, следовательно к росту доходов не только с точки зрения оплаты высококвалифицированного труда, но и роста продукта с высокой долей добавленной стоимости.

Об авторах

Елена Владимировна Ковалева
Сибирский государственный индустриальный университет
Россия

к.э.н., доцент кафедры экономики, учета и финансов. АО«Кузнецкбизнесбанк» 



Марина Валериевна Цымбалюк
АО «Кузнецкбизнесбанк» Сибирский государственный индустриальный университет

старший преподаватель кафедры экономики, учета и финансов   



Список литературы

1. Банк России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/(дата обращения: 06.04.2023)

2. Tung A. Consumption over the lifecycle: An international comparison. Population aging and the generational economy. Cheltenham: Edward Elgar. 2011. P. 136–160.

3. Аузан А. Экономика всего. Как ин-ституты определяют нашу жизнь. 4-е изд. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017.192 с.

4. IMF. The liberalization and management of capital flows: An institutional view. Washington, DC: International Monetary Fund.2012. ** подойдет ли эта ссылка https://www.researchgate.net/publication/262502380_The_Liberalization_and_Management_of_Capital_Flows_An_Institutional_View (дата обращения: 10.04.2023)

5. Нуреев Р.М., Латов Ю.В. Экономическая история России (опыт институ-ционального анализа). Москва: КНОРУС, 2016. 268 с.

6. Keynes J.M. The ‘Ex Ante’ Theory of the Rate of Interest // The Economic Journal. 1937. Vol. 47, № 188. P. 663–669.

7. Alan S., Browning M., Ejrnes M. Income and consumption: A micro semistructural analysis with pervasive heterogeneity // Journal of Political Economy. 2018. Vol. 126. No. 5. P. 1827–1864. https://doi.org/10.1086/699186

8. Keynes J.M. The Process of Capital For-mation // The Economic Journal. 1939. Vol. 49. P. 569–574.

9. Кочергина, А. Г. Потребительский спрос как фактор экономического роста: специ-альность 08.00.01 "Экономическая теория": автореф. дис. канд. экон. наук. Москва, 2005. 18 с.

10. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: http: //www.gks.ru/ (дата обращения: 29.04.2023).

11. Волкова, Н. А., Катанаев Н.Т. Анализ социального фактора, оказывающего влияние на потребительский спрос // Управленческий учет. 2022. № 4-3. С. 503–509.

12. Gourinchas P. O., Parker J. A. (2002). Con-sumption over the life cycle // Econometrica. 2002. Vol. 70. P. 47–89. https://doi.org/10. 1111/1468-0262.00269

13. Tsymbalyuk M.V., Kolchurina I.Y., Kovaleva E.V., Prohno Y.P., Mikhailova T.A. The Problem of Poverty. In.: The Context Of Changes Institutional Environment. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences: European Publisher. 2021. Vol. 113. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.07.60

14. Minsky H.R. The Financial Instability Hypothesis. The Jerome Levy Economics Institute Working Paper. 1992. No. 74. P. 10.

15. Канеман Д. Думай медленно... решай быстро. Москва: АСТ, 2014. 625 с.

16. Усов С. С. Поведенческие аспекты кредитных отношений в сфере потребительского кредитования. В кн: Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения. Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Новокузнецк, 17–18 мая 2022 года. Новокузнецк: ИЦ СибГИУ, 2022. Т. 26. № 4. С. 176–179.

17. Ковалева Е. В., Цымбалюк М. В. Финансовая грамотность в контексте институциональной экономики. В кн: Актуальные проблемы экономики и управления в XXI веке. Сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции, Новокузнецк, 06–07 апреля 2021 года. Ч. 2. Новокуз-нецк: ИЦ СибГИУ, 2021. С. 263–267.

18. Mays E. Handbook of Credit Scoring. AMACOM, 2001. 370 р.

19. Atroshko M. A. Especialities of the practice of consumer credit in Russia during the period of economic instability // Economy and Business: Theory and Practice. 2022. № 4-1 (86). P. 18–28.

20. Статья «Россияне задолжали по кре-дитным картам более 1,5 трлн рублей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.vedomosti.ru/finance/news/2022/08/20/936842-kreditnim-kartam


Рецензия

Для цитирования:


Ковалева Е.В., Цымбалюк М.В. ФАКТОРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ. Вестник Сибирского государственного индустриального университета. 2023;(2):103-110. https://doi.org/10.57070/2304-4497-2023-2(44)-103-110

For citation:


Kovaleva E., Tsymbalyuk M. SOME FACTORS OF CONSUMER DEMAND DETERMINING THE ECONOMIC GROWTH OF THE RUSSIAN ECONOMY. Bulletin of the Siberian State Industrial University. 2023;(2):103-110. (In Russ.) https://doi.org/10.57070/2304-4497-2023-2(44)-103-110

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304 - 4497 (Print)
ISSN 2307-1710 (Online)