ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОСЕТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
DOI:
https://doi.org/10.57070/2304-4497-2024-2(48)-53-60Ключевые слова:
искусственная нейронная сеть, педагогическое образование, адаптивная среда обучения, синаптическая связьАннотация
Приведены условия, необходимые для функционирования искусственного интеллекта. Определены основные правила успешного ведения образовательной деятельности. Приведены группы математических методов интеллектуального анализа данных. Показана эффективность применения современных методов Data Mining, Big Data и Learning Analytics в сфере образования. Выделены основные типы исследовательских вопросов для анализа и улучшения образовательных технологий с использованием Learning Analytics. Предложен принцип накопительного измерения для оценки условия соответствия, определяющего пропускную способность алгоритмов нейросети и влияющего на успешность обучения. Выделено направление использования искусственного интеллекта при формировании адаптивной среды обучения, предназначенной для конкретного индивидуума с учетом его когнитивных особенностей. Показана возможность использования нейросети для анализа эмоционального состояния учащихся, а также настройки учебной среды в соответствии с этим состоянием. По аналогии с упрощенной блок-схемой обучения нейронной сети разработана модель адаптивного обучения на основе технологий искусственного интеллекта. При адаптивном обучении с учетом индивидуальных когнитивных способностей обучаемого система обрабатывает процесс получения знаний в виде анализа его достижений, ошибок, физического, эмоционального состояний и других параметров. В результате собранной и обобщенной информации дорабатывается программа, адаптированная под ученика, при этом происходит постоянное самообучение и усовершенствование самой системы. Обоснованы актуальность и перспективы дальнейшего внедрения нейронных сетей в образовательный процесс в целом, и в педагогическое образование в частности, позволяющие обеспечить индивидуальную траекторию обучения по каждому предмету для каждого ученика с учетом его возможностей и способностей.
Библиографические ссылки
Гулбоев Н.А., Дусейнов Н.Э., Ахмедов Б.А., Рахманова Г.С. Модели систем управления электрическими сетями. Молодой ученый. Технические науки.Узбекистан. 2020;22(312):105–107. EDN: KHYCYR.
Якубов М.С., Ахмедов Б.А., Дусейнов Н.Э., Абдураимов Ж.Г. Анализ и новые тенденции использования нейросетей и искусственногоинтеллекта в современной системе высшего образования. Экономика и социум.2021;5–2(84):1148–1162. EDN: SHXNRV.
Data Mining: все, что нужно знать бизнесу и будущим специалистам про майнинг дан-ных. –URL: https://lpgenerator.ru/blog/chto-takoe-data-mining/?ysclid=loo4vpx3qe952428767 (дата обращения 07.11.2023).
Arroway P., Morgan G., O’Keefe M., Yanosky R. Learning analytics in higher education. Journal of Data Analysis and Information Processing2016;3:148–155.
Dyckhoff A. Implications for learning analyticstools. Meta-analysis of applied research questions. 2011:594–601.
Буторина Т.С., Ширшов Е.В., Иванченко А.А.Теория и практика использования нейронных технологий в учебном процессе вуза. Лесной журнал.2004;2:80–85.
Гидлевский А.В. Теоретико-методологические основы интеллектуальной модели образования. В кн.: Интеллект. Культура. Образование: материалы Всерос. науч. юбил. конф., посвящ. 75-летию со дня рожд. акад. РАО И.С. Ладенко. Новосибирск, 16-18 сент. 2008 г. ‒ Новосибирск, 2008:59‒60.Вестник Сибирского государственного индустриального университета No2 (48), 2024-59
Полищук В.Р. Как исследуют вещества. Москва: Наука. Гл. ред. физ.-мат. литерату-ры.1989:224.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочи-нения. в 2-х т. Т.1. Москва: Педагогика.1982:656.
Рябцева И.В. Идея предпрофильной подготов-ки и профильного обучения в истории педаго-гической науки. Сибирский педагогический журнал.2003;3:217–225. EDN: NYGUFV.
Кузин А.Ю., Славутская Е.В., Славутский Л.А.Детерминированный нейросетевой алго-ритм обработки данных психодиагностики. Вестник Чувашского университета.2011;3:137–141. EDN: ODAMMX.
Хабибуллин И.Р., Азовцева О.В., Гареев А.Д.Актуальность использования нейросетей в образовательных целях. Молодой уче-ный.2023;13(460):176–178. EDN: MCQBNQ.
Nur Alia Syahirah Badrulhisham, Nur Nabilah Abu Mangshor. Emotion Recognition Using Convolutional Neural Network (CNN). In: Journal of Physics: Conference Series. The 1st International Conference on Engineering and Technology (ICoEngTech) 2021 15-16 March 2021. Perlis, Malaysia. 2021;1962:012040. http://doi.org/10.1088/1742-6596/1962/1/012040
Филатова О.Н., Булаева М.Н., Гущин А.В. Применение нейросетей в профессиональном обра-зовании. Проблемы современного педагогическо-го образования.2022;2:243–245. EDN: PHOBYS.
Ахмедов Б.А. Задачи обеспечения надежности кластерных систем в непрерывной образова-тельной среде. Eurasian Education Science and Innovation Journal.2021;1(22):15–19.
Старовойт А.Н., Черпакова Н.А. Использо-вание нейронных сетей в общеобразова-тельных организациях для повышения каче-ства обучения. Информация и образование: границы коммуникаций.2023;15:169–170.
Mukhamediev R., Popova Y., Kuchin Y., Zaitseva E., Kalimoldayev A. and oth. Review of Artificial Intelligence and Machine Learning Technologies: Classification, Restrictions, Opportunities and Challenges.Mathematics.2022;10(15):2552. https://doi.org/10.3390/math10152552
Saenko E.S. The use of multimedia tools and technologies to increase the motivation of stu-dents in teaching foreign languages. В кн.: Диалог языков и культур в современном об-разовательном пространстве, Материалы IVнаучно-практической̆конференции. Воронеж.2022: 59–61.
Вай Ян.М. Применение нейронных сетей для контроля и прогнозирования результа-тов учебного процесса в вузе. В кн.: Чет-вертые декартовские чтения «Рационализм и универсалии культуры». Материалы международной научно-практической конференции. Москва-Зеленоград. 2017;2:213–218. EDN: NRYSSJ.
Мазурок Т.Л. Синергетическая модель ин-дивидуализированного управления обуче-нием. Математическиемашиныисистемы.2010;3:124–134.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Андрей Юрьевич Столбоушкин, Екатерина Алексеевна Крылова, Сергей Андреевич Лактионов, Владислав Семенович Умнов

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.