ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА КАК СРЕДСТВО УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ С ИНДУСТРИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
DOI:
https://doi.org/10.57070/2304-4497-2023-2(44)-111-118Ключевые слова:
университет, конфликт интересов, индустриальный партнер, развитие организационной культуры, ценности преподавателей вузаАннотация
Среди барьеров, препятствующих развитию отношений индустриальных партнеров, недостаточно уделяется внимание конфликту интересов между его участниками. Определены причины и последствия конфликта интересов, а также интересов и ценностей преподавателей и бизнес партнеров вуза. Проведен опрос, включающий оценку факторов (характеристик образовательных партнеров), влияющих на выбор вуза, для установления партнерских отношений. Опрос проводился среди руководителей подразделений бизнес партнеров Сибирского государственного индустриального университета (СибГИУ), руководителей и преподавателей образовательных учреждений г. Новокузнецка. Результаты исследования показали, что взаимодействию между университетом и организациями препятствует конфликт интересов, который приводит к рассогласованности ожиданий обеих сторон от взаимного сотрудничества и затрудняет его дальнейшее развитие. Интересы сотрудников образовательных учреждений определяются представлениями о базовых ценностях профессиональной культуры. Интересы бизнеса определяет желание «получить» выпускников, которые имеют знания конкретных технологических процессов и лояльных к работе на промышленных предприятиях. Отмечена роль организационной культуры по преодолению противоречий и барьеров для перехода отношений от этапа «Осведомленность» к этапу «Вовлеченность» для развития сотрудничества по модели непрерывного партнерства вуза. Развитию вуза должна способствовать его организационная культура. Конфликты интересов и ценностей различных групп как внутри вуза, так и с индустриальными партнерами может привести к потере целенаправленности вуза. Университет должен сохранять и развивать компетенции преподавателей вуза, необходимые для подготовки специалистов компаниям региона – кадровым партнерам вуза. Для этого система ценностей преподавателей должна быть ориентирована на образовательный стандарт для выполнения государственного заказа и формирования знаний конкурентоспособного выпускника; создание новых знаний и инноваций в рамках совместных с предприятиями проектов; на социальную гибкость образовательных процессов, предоставляющих возможности расширить способности вуза для удовлетворения потребностей промышленных предприятий.
Библиографические ссылки
Сидорова А.А. Сотрудничество университетов и бизнеса: направления взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2019. Т. 27. № 2. С. 290–302.
Ольховая Т.А., Зинюхина Н.А., Никулина Ю.Н. Сотрудничество университета и бизнес-сообщества: опыт и приоритеты развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 139–149.
Шкуратова М.В. Предпринимательский университет и рынок труда: компетентностный аспект взаимодействия // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Т. 10. № 6-1. С. 202–208.
Correa C.M. Trends in Technology Transfer: Implications for Developing Countries // Science and Public Policy. 1994. Vol. 21. No. 6. P. 369–380.
Cosh A., Hughes A. Never Mind the Quality Feel the Width: University – Industry Links and Government Financial Support for Innovation in Small High-Technology Businesses in the UK and the USA // The Journal of Technology Transfer. 2010. Vol. 35. No. 1. P. 66–91. https://doi.org/10.1007/s10961-009-9110-x
Trippl M., Sinozic T., Smith H. L. The Role of Universities in Regional Development: Conceptual Models and Policy Institutions in the UK, Sweden and Austria // European Planning Studies. 2015. Vol. 23. No. 9. P. 1722–1740. https://doi.org/10.1080/09654313.2015.1052782
Fassin Y. The Strategic Role of University Liaison Offices // The Journal of Research Administration. 2000. Vol. 1. No. 2. P. 31–41.
Silva V. L. da, Kovaleski J. L., Pagani R. N. Technology Transfer in the Supply Chain Oriented to Industry 4.0: A Literature Review // Technology Analysis & Strategic Management. 2019. Vol. 5. No. 31. P. 546–562
Abreu M., Grinevich V., Hughes A., Kitson M. Ternouth Ph. Universities, Business and Knowledge Exchange, London, Council for Industry and Higher Education, and Centre for Business Research, 2008. 64 p.
Godin B. The Making of Science, Technology and Innovation Policy: Conceptual Frameworks as Narratives, 1945–2005, Montreal (Quebec). Institut national de la recherche scientifique, 2009. 385 p.
Методическое пособие по взаимодействию вузов и промышленных предприятий / Клуб директоров по науке и инновациям, 2017. – URL: http://irdclub.ru/wp-content/uploads/2017/04/UI-collaboration-toolkit.pdf
Rybnicek R., Königsgruber R. What makes industry – university collaboration succeed? A systematic review of the literature // Journal of Business Economics. 2019. No. 89 (2). P. 221–250. https://doi.org/10.1007/s11573-018-0916-6
Трофимова, И. Н. Российская образовательная политика и конфликты интересов в сфере инноваций. // Полис. Политические исследования. 2021. № 5. С. 25–38. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.05.03
Усманов М.Р., Шукшин М.А., Назаров М.Г., Крылов П.А. Барьеры, препятствующие эффективному взаимодействию российских университетов и бизнес-компаний // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 1. С. 83–93.
Duncan Pritchard. In Defense of Veritism: Re- sponses to My Critics // Epistemology & Philosophy of Science. 2021. Vol. 58. No. 4. P. 68–76.
Угляница И.И. Перспективы комплексного подхода к изменениям организационной культуры в контексте организационной эффективности (на основе модели Д. Денисона. Ч. 2 // Вестник науки и образования. 2020. № 5 (86).
Denison D.R. Corporate Culture and Organizational Effectiveness. N.Y.: John Wiley & Sons. 1990.
Deal T., Kennedy A. Corporate Cultures: The Rites and Rituals of Corporate Life. Reading, Massachusetts: Addison-Wesley. 1982.
Клименко В.А., Сергиевич Т.В., Булдн А.А. и др. Развитие взаимодействия университетов и реального сектора экономики // Техникотехнологические проблемы сервиса. 2022. № 3 (61). С. 94–99.
Пономарева О.Н. Оценка эффективности взаимодействия в инновационной экосистеме университета // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10. № 3. С. 1711–1720.
Погребинская Е.А., Сидоренко В.Н., Сухова Е.И. Отечественный и зарубежный опыт интеграции бизнеса и науки: новые возможности и угрозы в эпоху Индустрии 4.0 // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 4. С. 1573–1594.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Лариса Евгеньевна Сидорова, Галина Георгиевна Казанцева

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.